ОАО «Гомельский домостроительный комбинат»

Особенности технического диагностирования башенных кранов

Одно из условий обеспечения безопасности работников на любом производстве – исправное состояние оборудования. Особенно это актуально там, где эксплуатируются грузоподъемные краны. Отсюда следует, что тщательное обследование  грузоподъемного оборудования компетентными специалистами, а так же квалифицированное техническое обслуживание и ремонт как раз обеспечивает его исправное состояние, а значит и  безопасность работающих на этом оборудовании людей. Любому руководителю – владельцу грузоподъемного оборудования следует помнить, что его регулярное и своевременное обследование – не только условие получения разрешения на его эксплуатацию, но прежде всего гарантия безопасности труда. Продление срока службы грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы, производится на основании результатов технического диагностирования.

Техническое диагностирование представляет собой комплекс мероприятий, позволяющих оценить техническое состояние грузоподъемных кранов. При техническом диагностировании проверка состояния элементов конструкции крана проводится с применением методов неразрушающего контроля.

Особенно важным является техническое диагностирование башенных кранов, как сложного комплекса механизмов и оборудования. Данное обстоятельство  в свою очередь обуславливает ответственный подход к контролю за безопасной эксплуатацией и  исправным состоянием грузоподъемного крана. Особенность данного типа грузоподъемных кранов заключается в необходимости использования неразрушающих методов контроля в два этапа. Первый и обязательный – в демонтированном виде, второй — в смонтированном виде на объекте, где будет работать данный кран. Первый  этап –  визуальный осмотр огромного количества сварных соединений основных несущих элементов металлоконструкций. Помимо ходовой и поворотной рамы крана, важно осмотреть каждую секцию башни, и составные части стрелы, элементы чаще прочих подверженные повреждениям в процессе транспортировки крана к месту его установки и монтажа. Именно в демонтированном виде имеется возможность более детально провести осмотр мест соединений секций башни и стрелы, всех канатов в ослабленном виде, блоков и прочих механизмов, которые невозможно или труднодоступно обследовать в смонтированном виде, применить все необходимые методы контроля (визуально-измерительный, капиллярный или магнитопорошковый, ультразвуковой). Далее, после монтажа, необходимо повторно обследовать все несущие элементы металлоконструкций, узлы и механизмы, так как они подверглись нагрузке при установке и могли быть повреждены. Проверить такие моменты, как затяжка болтов в стыковых соединениях секций башни, отклонения от прямолинейности (искривление),  перпендикулярности башни  и прочие. Только в смонтированном виде возможно провести проверку работоспособности приборов и устройств безопасности, электрооборудования и концевых выключателей, состояние подкранового пути.

Важная часть технического диагностирования это изучение информации регистратора параметров для определения фактического режима работы данного грузоподъемного крана, а также изучение технической документации.

Последующим этапом технического диагностирования, при отсутствии недопустимых дефектов,  являются статические и динамические испытания грузоподъемного крана.  В случае выявления дефектов, требующих ремонта с применением сварки, испытания проводятся после их устранения специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ по ремонту грузоподъемных кранов.

Заключительный этап – расчет остаточного ресурса и определение возможного срока дальнейшей эксплуатации диагностируемого грузоподъемного крана.

 

Ведущий специалист отдела технической диагностики

Гомельского областного управления

Госпромнадзора                                                                     К.О. Ахвердиев

Перейти к содержимому